30.11.2021
Дошкольное
детство – короткий промежуток в жизни человека, всего первые
семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого,
превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную
личность.
Психологические
особенности дошкольного возраста
Ведущая
деятельность – игра, освоение норм поведения и
деятельности людей.
- К
1 году ребёнок использует 7 – 14 слов, сосредоточено занимается одним
делом до 15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2
месяца).
- К
1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 – 40 слов, он хорошо
ходит, кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках,
хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?
- К
2 годам словарный запас – 300 – 400 слов, основные вопросы ребёнка: что
это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные,
наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам).
Наличие вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка.
Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
- К
2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются
ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте
задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на
задержку психического развития или глухоту.
- К
3 годам появляется вопрос вопросов – Почему? Ребёнок пересказывает
услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует
сложносочинённые и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует
об усложнении его мышления.
Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона. - К
3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования.
Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже –
со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен,
печален, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.
- 3
– 4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство,
негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», нарциссизм –
восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские,
сюжетно-ролевые игры).
- К
4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково
рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке,
осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к
обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со
сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 – 50 минут.
- К
4,5 годам способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт
вопрос: зачем?
- К
5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес,
транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать
игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями
тела.
- С
5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к
обучению.
5-6 лет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям – критический возраст для формирования способности любить другого человека
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.11.2021
Дата обновления: 16.10.2023
Дата публикации: 30.11.2021