Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н Об утверждении профессионального стандарта Педагог

3 сен 2016
ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 18.10.2013 № 544н

Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5
августа 2016 года)
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 октября 2013 года № 544н
Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)
____________________________________________________________
_________
Документ
с
изменениями,
внесенными:
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
августа
2016
года
№
422н.
____________________________________________________________
_________
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения
профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
________________________
Примечание изготовителя базы данных:пункт 2 применяется с 1 января 2017
года (Приказ Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н).
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования)
(воспитатель,
учитель)"
применяется
работодателями при формировании кадровой политики и в управлении
персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении

трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем
оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А. Топилин
Зарегистрировано
в
Министерстве
Российской
6
декабря
регистрационный № 30550

2013

юстиции
Федерации
года

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем
образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября
2013 г. № 544н)
1
Регистрационный
номер

I. Общие сведения
Дошкольное образование
Начальное общее образование
01.001

Основное общее образование
Среднее общее образование
(наименование вида профессиональной деятельности)

Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам
образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Группа занятий:
2320

Преподаватели в средней школе

3320

Персонал дошкольного
воспитания и образования

2340

Преподаватели в системе

3330

Преподавательский персонал

специального образования

специального обучения

Преподавательский персонал
начального образования

3310
(код
ОКЗ*(1))

(код
ОКЗ)

(наименование)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:
80.10.1.

Услуги в области дошкольного и начального общего образования

80.21.1.

Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего
образования

(код КВЭД
*(2))

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
код

А

В

наименование
Педагогическая
деятельность по
проектированию и
реализации
образовательного
процесса в
образовательных
организациях
дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего общего
образования

Педагогическая
деятельность по
проектированию и
реализации основных
общеобразовательных
программ

уровень
квалификации

Трудовые функции
наименование

код

уровень
(подуровень)
квалификации

Общепедагогическая
функция. Обучение

А/01.6

6

Воспитательная
деятельность

А/02.6

6

Развивающая
деятельность

А/03.6

6

Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
дошкольного
образования

В/01.5

5

Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
начального общего

В/02.6

6

6

5-6

образования
Педагогическая
деятельность по
реализации
программ основного
и среднего общего
образования

В/03.6

6

Модуль
"Предметное
обучение.
Математика"

В/04.6

6

Модуль
"Предметное
обучение. Русский
язык"

В/05.6

6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
образовательного процесса в
образовательных организациях
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования

Код

А

Происхождение
обобщенной
трудовой
функции
Возможные
наименования
должностей

Требования к
образованию и
обучению

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Уровень
квалификации

6

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Учитель,
Воспитатель

Учитель: высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего
образования
и
специальностей
среднего
профессионального образования «Образование и педагогические
науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету,
либо высшее образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное

образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего
образования
и
специальностей
среднего
профессионального образования «Образование и педагогические
науки» либо высшее образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации
Требования к
опыту
практической
работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные
права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке;

Особые условия
допуска к работе

имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Дополнительные характеристики
Наименование
документа

ОКЗ

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии)
или специальности

2320

Преподаватели в средней школе

2340

Преподаватели в системе специального образования

3310

Преподавательский персонал начального образования

3320

Персонал дошкольного воспитания и образования

3330

Преподавательский персонал специального обучения
Учитель

ЕКС *(3)
ОКСО *(4)

Воспитатель
050000

Образование и педагогика

3.1.1. Трудовая функция
Уровень
Наименование

Происхождение
трудовой
функции

Общепедагогическая функция.
Обучение

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код

А/01.6

(подуровень)
квалификации

Код
оригинала

Регистрационный
номер

6

профессионального
стандарта
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках
основной общеобразовательной программы
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования
Участие в разработке и реализации программы развития
образовательной организации в целях создания безопасной и
комфортной образовательной среды
Планирование и проведение учебных занятий
Трудовые
действия

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов
к обучению
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений,
текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной
программы обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование навыков, связанных с информационнокоммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и
других методов контроля в соответствии с реальными учебными
возможностями детей
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за
рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные
эксперименты, полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и
других методов контроля в соответствии с реальными учебными
возможностями детей

Необходимые
умения

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психологопедагогические технологии, основанные на знании законов развития
личности и поведения в реальной и виртуальной среде
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в
целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том
числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся,
проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых
русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетентностями:

общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность
(отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области
человеческой деятельности)
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую,
учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную,
культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной
организации, места жительства и историко-культурного своеобразия
региона
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных
государственных образовательных стандартов и основной
общеобразовательной программы, его истории и места в мировой
культуре и науке
История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных систем, роль и место
образования в жизни личности и общества
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных
особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также
основы их психодиагностики
Основы психодидактики, поликультурного образования,
закономерностей поведения в социальных сетях
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки
результатов обучения
Необходимые
знания

Основы методики преподавания, основные принципы
деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
Приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов,
регламентирующих образовательную деятельность в Российской
Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи, федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования, законодательства о
правах ребенка, трудового законодательства
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи
Конвенция о правах ребенка
Трудовое законодательство

Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.1.2. Трудовая функция
Уровень
Наименование

Воспитательная деятельность

Код

А/02.6

(подуровень)

6

квалификации

Происхождение
трудовой
функции

Регистрационный
номер
Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

из

Код
оригинала

профессионального
стандарта

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной
образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов
воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во
внеурочной деятельности
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию
обучающихся, независимо от их способностей и характера
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной организации и правилами
внутреннего распорядка образовательной организации
Проектирование и реализация воспитательных программ

Трудовые
действия

Реализация воспитательных возможностей различных видов
деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоциональноценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических
органов самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни
образовательной организации
Развитие у обучающихся познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей
(законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении
вопросов воспитания ребенка
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий
детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая
их
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.)
разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их
родителей (законных представителей) и педагогических работников
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в
процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебнопознавательную деятельность
Необходимые
умения

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе,
поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную
атмосферу
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях
Находить ценностный аспект учебного знания и информации
обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и
т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими
специалистами в решении воспитательных задач
Основы законодательстваоправах ребенка, законы в сфере
образования и федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования
История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и
место образования в жизни личности и общества

Необходимые
знания

Основы психодидактики, поликультурного образования,
закономерностей поведения в социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные
особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их
диагностики
Научное представление о результатах образования, путях их
достижения и способах оценки
Основы методики воспитательной работы, основные принципы
деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы,
регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами
территории образовательной организации (экскурсий, походов и
экспедиций)
Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.1.3. Трудовая функция
Наименование
Происхождение
трудовой
функции

Развивающая
деятельность

Оригинал

Код

X

Заимствовано
оригинала

А/03.6

из

Уровень
(подуровень)
квалификации

Код
оригинала

6

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем
обучающихся, связанных с особенностями их развития
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и
комфортной образовательной среды, разработка программ
профилактики различных форм насилия в школе
Применение инструментария и методов диагностики и оценки
показателей уровня и динамики развития ребенка

Трудовые
действия

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том
числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с
различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально
уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, детимигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация
совместно с родителями (законными представителями) программ
индивидуального развития ребенка
Освоение и адекватное применение специальных технологий и
методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
Развитие у обучающихся познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни
Формирование и реализация программ развития универсальных

учебных действий, образцов и ценностей социального поведения,
навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных
сетях, формирование толерантности и позитивных образцов
поликультурного общения
Формирование системы регуляции поведения и деятельности
обучающихся
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому
ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей,
особенностей в поведении, состояния психического и физического
здоровья
Использовать в практике своей работы психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами)
психолого-педагогическое сопровождение основных
общеобразовательных программ
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.)
Необходимые
умения

Составить (совместно с психологом и другими специалистами)
психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности
обучающегося
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные
маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуальноориентированные образовательные программы с учетом личностных и
возрастных особенностей обучающихся
Владеть стандартизированными методами психодиагностики
личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
Оценивать образовательные результаты: формируемые в
преподаваемом предмете предметные и метапредметные
компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом)
мониторинг личностных характеристик
Формировать детско-взрослые сообщества
Педагогические закономерности организации образовательного
процесса
Законы развития личности и проявления личностных свойств,
психологические законы периодизации и кризисов развития

Необходимые
знания

Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их
социально-психологических особенности и закономерности развития
детских и подростковых сообществ
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие
эффективно работать с родительской общественностью
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в

развитии детей
Социально-психологические особенности и закономерности развития
детско-взрослых сообществ
Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
основных общеобразовательных
программ

Происхождение
обобщенной трудовой
функции

Оригинал
X

Код

В

Требования к
образованию и
обучению

5-6

Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Возможные
наименования
должностей

Уровень
квалификации

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Учитель,
Воспитатель

Учитель: высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего
образования
и
специальностей
среднего
профессионального образования «Образование и педагогические
науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету,
либо высшее образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего
образования
и
специальностей
среднего
профессионального образования «Образование и педагогические
науки» либо высшее образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации

Требования к
опыту
практической
работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Особые условия

К педагогической деятельности не допускаются лица:

допуска к работе

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Дополнительные характеристики
Наименование
документа

ОКЗ

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии)
или специальности

2320

Преподаватели в средней школе

2340

Преподаватели в системе специального образования

3310

Преподавательский персонал начального образования

3320

Персонал дошкольного воспитания и образования

3330

Преподавательский персонал специального обучения
Учитель

ЕКС

-

Воспитатель

ОКСО

050000

Образование и педагогика

3.2.1. Трудовая функция
Наименование

Происхождение
трудовой
функции

Педагогическая деятельность
по реализации программ
дошкольного образования

Код

В/01.5

Уровень
(подуровень)
квалификации

5

Регистрационный
номер
Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

профессионального
стандарта

Участие в разработке основной общеобразовательной программы
образовательной организации в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного
образования
Трудовые
действия

Участие в создании безопасной и психологически комфортной
образовательной среды образовательной организации через
обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального
благополучия ребенка в период пребывания в образовательной
организации
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и основными

образовательными программами
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения
детьми образовательной программы и анализ образовательной работы
в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных задач
(совместно с психологом и другими специалистами) по результатам
мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития
каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога,
логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими
трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми
образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для
решения образовательных задач развития детей раннего и
дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и
индивидуальных особенностей их развития
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Создание позитивного психологического климата в группе и условий
для доброжелательных отношений между детьми, в том числе
принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе
ограниченными) возможностями здоровья
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и
дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской,
игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной;
конструирования, создания широких возможностей для развития
свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и
пространства
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах
деятельности, создание условий для свободного выбора детьми
деятельности, участников совместной деятельности, материалов
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
Организация образовательного процесса на основе непосредственного
общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных
потребностей

Необходимые
умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и
дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская,
игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная;
конструирование, создания широких возможностей для развития
свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и
пространства
Применять методы физического, познавательного и личностного
развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с

образовательной программой организации
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического
мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми
образовательных программ, степень сформированности у них качеств,
необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих
уровнях обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника
(игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными
представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать методы и средства для их
психолого-педагогического просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для
планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми
раннего и дошкольного возраста
Специфика дошкольного образования и особенностей организации
работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Основные психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики,
включая классические системы дошкольного воспитания
Необходимые
знания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном
возрасте
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем
и дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личностного развития
детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция
Уровень
Наименование

Происхождение
трудовой
функции

Трудовые

Педагогическая деятельность по
реализации программ начального
общего образования

Код

В/02.6

(подуровень)

6

квалификации
Регистрационный
номер

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

профессионального
стандарта

Проектирование образовательного процесса на основе федерального

действия

государственного образовательного стандарта начального общего
образования с учетом особенностей социальной ситуации развития
первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой
к учебной
Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем
протяжении обучения в начальной школе
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и
универсальных учебных действий до уровня, необходимого для
освоения образовательных программ основного общего образования
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом
неравномерности индивидуального психического развития детей
младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики
развития учебной деятельности мальчиков и девочек
Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной
ситуации развития первоклассника
Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга
образовательных результатов с учетом неравномерности
индивидуального психического развития детей младшего школьного
возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий
дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики
развития мальчиков и девочек
Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии
с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей
адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной
школе
Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к
учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы

Необходимые
умения

Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных,
учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение
(в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития детей младшего возраста,
сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной
составляющей их содержания
Во взаимодействии с родителями (законными представителями),
другими педагогическими работниками и психологами проектировать
и корректировать индивидуальную образовательную траекторию
обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов
образовательных результатов (предметных, метапредметных и
личностных), выходящими за рамки программы начального общего
образования

Необходимые
знания

Основные и актуальные для современной системы образования теории
обучения, воспитания и развития детей младшего школьного
возрастов
Федеральные государственные образовательные стандарты и
содержание примерных основных образовательных программ

Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном
процессе образовательных технологий
Существо заложенных в содержании используемых в начальной
школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы
знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
Особенности региональных условий, в которых реализуется
используемая основная образовательная программа начального
общего образования
Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.3. Трудовая функция
Уровень
Наименование

Происхождение
трудовой
функции

Педагогическая деятельность по
реализации программ основного и
среднего общего образования

Код

В/03.6

(подуровень)
квалификации
Регистрационный
номер

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

профессионального
стандарта

Формирование общекультурных компетенций и понимания места
предмета в общей картине мира
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося
оптимальных (в том или ином предметном образовательном
контексте) способов его обучения и развития

Трудовые
действия

6

Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными
представителями), другими участниками образовательного процесса
(педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его
ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости)
индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной
программы развития обучающихся
Планирование специализированного образовательного процесса для
группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с
выдающимися способностями и/или особыми образовательными
потребностями на основе имеющихся типовых программ и
собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся,
уточнение и модификация планирования
Применение специальных языковых программ (в том числе русского
как иностранного), программ повышения языковой культуры, и
развития навыков поликультурного общения
Совместное с учащимися использование иноязычных источников

информации, инструментов перевода, произношения
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и
лингвистических игр в школе и др.
Применять современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области
педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и
школьной гигиены, а также современных информационных
технологий и методик обучения
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с
основной общеобразовательной программой
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе
примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать
ее выполнение
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том
числе исследовательскую
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять
связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой,
обсуждать с обучающимися актуальные события современности
Необходимые
умения

Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в
образовательном процессе
Использовать современные способы оценивания в условиях
информационно-коммуникационных технологий (ведение
электронных форм документации, в том числе электронного журнала
и дневников обучающихся)
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам,
ускоренным курсам в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования и
среднего общего образования
Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными
таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их
родителями (законными представителями), другими педагогическими
и иными работниками
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций,
их профилактики и разрешения

Необходимые
знания

Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для
решения педагогических, научно-методических и организационноуправленческих задач (педагогика, психология, возрастная
физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)

Программы и учебники по преподаваемому предмету
Теория и методы управления образовательными системами, методика
учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и
оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним,
средства обучения и их дидактические возможности
Современные педагогические технологии реализации
компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся
Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и
развивающего обучения
Основы экологии, экономики, социологии
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности
образовательной среды
Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.4. Трудовая функция
Уровень
Наименование

Происхождение
трудовой
функции

Модуль "Предметное обучение.
Математика"

Код

В/04.6

(подуровень)
квалификации

Регистрационный
номер
Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

из

Код
оригинала

профессионального
стандарта

Формирование способности к логическому рассуждению и
коммуникации, установки на использование этой способности, на ее
ценность

Трудовые
действия

6

Формирование способности к постижению основ математических
моделей реального объекта или процесса, готовности к применению
моделирования для построения объектов и процессов, определения
или предсказания их свойств
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области
математики и информатики
Формирование внутренней (мысленной) модели математической
ситуации (включая пространственный образ)
Формирование у обучающихся умения проверять математическое
доказательство, приводить опровергающий пример

Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче,
перебирать возможные варианты объектов и действий
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной
математической моделью, в частности, формулой, геометрической
конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат
моделирования (например - вычисления)
Формирование материальной и информационной образовательной
среды, содействующей развитию математических способностей
каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики
Формирование у обучающихся умения применять средства
информационно-коммуникационных технологий в решении задачи
там, где это эффективно
Формирование способности преодолевать интеллектуальные
трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение
к интеллектуальному труду и его результатам
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики,
физики, экономики, языков и др.
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики
Профессиональное использование элементов информационной
образовательной среды с учетом возможностей применения новых
элементов такой среды, отсутствующих в конкретной
образовательной организации
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том
числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и
самостоятельном использовании этих ресурсов
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических
олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах,
интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических
конференциях
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие
способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление
им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и
элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них
обучающихся
Предоставление информации о дополнительном образовании,
возможности углубленного изучения математики в других
образовательных и иных организациях, в том числе с применением
дистанционных образовательных технологий
Консультирование обучающихся по выбору профессий и
специальностей, где особо необходимы знания математики
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от
математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в
своих построениях как источника улучшения и нового понимания

Выявление совместно с обучающимися недостоверных и
малоправдоподобных данных
Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся
к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от
абсолютного уровня этого достижения
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний
математики вне зависимости от избранной профессии или
специальности
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в
процессе решения задачи, выявление сомнительных мест,
подтверждение правильности решения
Совместно с обучающимися строить логические рассуждения
(например, решение задачи) в математических и иных контекстах,
понимать рассуждение обучающихся
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с
результатом: подтверждение его правильности или нахождение
ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в
самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание
помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном
изложении) рассуждения
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности
математической истины и математического доказательства,
предотвращать формирование модели поверхностной имитации
действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять
выбор различных путей в решении поставленной задачи

Необходимые
умения

Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени
образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы
с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи
регионального этапа всероссийской олимпиады)
Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания
математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации,
трансформации
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных
ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и
математические инструменты (например, динамические таблицы), то
же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом
Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные
представления математических объектов и процессов, рисуя наброски
от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных
инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на
компьютере (с помощью 3D-принтера)
Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение
закономерностей, доказательство в частных и общем случаях
Проводить различия между точным и (или) приближенным

математическим доказательством, в частности, компьютерной
оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.
Поддерживать баланс между самостоятельным открытием,
узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных
и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера
осваиваемого материала
Владеть основными математическими компьютерными
инструментами:
визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов,
геометрических объектов;
вычислений - численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)
Квалифицированно набирать математический текст
Использовать информационные источники, следить за последними
открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый
материал (из всего курса математики), в форме предложения
специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе
дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения
соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи
других педагогических работников, в частности тьюторов
Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех
учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание
формулировки задания, основной терминологии, общего смысла
идущего в классе обсуждения)
Работать с родителями (законными представителями), местным
сообществом по проблематике математической культуры
Основы математической теории и перспективных направлений
развития современной математики

Необходимые
знания

Представление о широком спектре приложений математики и знание
доступных обучающимся математических элементов этих
приложений
Теория и методика преподавания математики
Специальные подходы и источники информации для обучения
математике детей, для которых русский язык не является родным и
ограниченно используется в семье и ближайшем окружении

Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.5. Трудовая функция
Уровень
Наименование

Происхождение
трудовой
функции

Модуль "Предметное обучение.
Русский язык"

Код

В/05.6

(подуровень)

6

квалификации
Регистрационный
номер

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

профессионального
стандарта

Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация,
реорганизация, трансформация, сопоставление с другими
сообщениями, выявление необходимой для анализирующего
информации
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения
изменений в языковой реальности и реакции на них социума,
формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка"
Использование совместно с обучающимися источников языковой
информации для решения практических или познавательных задач, в
частности, этимологической информации, подчеркивая отличия
научного метода изучения языка от так называемого "бытового"
подхода ("народной лингвистики")
Формирование культуры диалога через организацию устных и
письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений
и разрешения конфликтных ситуаций
Трудовые
действия

Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их
участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах,
включая интернет-форумы и интернет-конференции
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в
максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте
(рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.),
анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные
средства
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений
художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
Поощрение индивидуального и коллективного литературного
творчества обучающихся
Поощрение участия обучающихся в театральных постановках,
стимулирование создания ими анимационных и других
видеопродуктов

Моделирование видов профессиональной деятельности, где
коммуникативная компетентность является основным качеством
работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание
школьной газеты, художественного или научного альманаха,
организация школьного радио и телевидения, разработка сценария
театральной постановки или видеофильма и т.д.)
Формирование у обучающихся умения применения в практике устной
и письменной речи норм современного литературного русского языка
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники
опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором,
недопущения нарушения авторских прав
Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе
как не родному
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для
детей с ограниченными возможностями здоровья
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным
сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя
различия местной и национальной языковой нормы
Необходимые
умения

Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям,
отражающим культурно-исторические особенности развития региона
Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся
Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в
повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ,
ненормативной лексики
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной
потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно
необходимом для человека
Основы лингвистической теории и перспективных направлений
развития современной лингвистики

Необходимые
знания

Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание
доступных обучающимся лингвистических элементов этих
приложений
Теория и методика преподавания русского языка
Контекстная языковая норма
Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от
местной языковой среды

Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

IV. Сведения об организациях-разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация - разработчик
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический
университет"
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
4.2. Наименования организаций - разработчиков
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
1

Центр образования № 109

_____________________________
*(1) Общероссийский классификаторзанятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) ПриказМинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н "Об
утверждении
Единого
квалификационного
справочника
должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников образования" (зарегистрировано в
Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).
*(4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на vip.1kadry.ru
Дата копирования: 19.09.2016


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(38473) 6-21-03

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».