Рабочая программа воспитания

2

Оглавление
Пояснительная записка........................................................................................................................................... 3
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной программы ................................. 5
Цель Программы воспитания ................................................................................................................................ 5
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания ................................ 5
1.2.1. Уклад образовательной организации ................................................................................................ 6
1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ ................................................................................................................ 6
1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ .............................................................................................................. 6
1.2.4. Социокультурный контекст ................................................................................................................ 9
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ ................................................................................ 9
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы .................................. 9
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого
и раннего возраста (до 3 лет) ....................................................................................................................... 10
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) .. 11
Раздел II. Содержательный .................................................................................................................................. 12
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания ............................................... 12
2.1.1. Патриотическое направление воспитания ..................................................................................... 12
2.1.2. Социальное направление воспитания ............................................................................................. 13
2.1.3. Познавательное направление воспитания...................................................................................... 14
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания ........................................................... 14
2.1.5. Трудовое направление воспитания .................................................................................................. 15
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания ............................................................................... 16
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса ........................................................................... 17
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в
процессе реализации Программы воспитания ............................................................................................. 18
Раздел III. Организационный .............................................................................................................................. 19
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания .............................................. 19
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ ........................................................................... 20
3.3. Организация предметно-пространственной среды .............................................................................. 21
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса ................................................................................ 22
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания .............................. 23
3.5.1 Перечень нормативных и нормативно-методических документов ............................................ 25
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных
результатов в работе с особыми категориями детей ................................................................................... 27
3.7. Примерный календарный план воспитательной работы ................................................................... 28
Основные понятия, используемые в Программе ............................................................................................. 29

3

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 18 «Сказка» пгт. Шерегеш (далее - Программа, Программа воспитания),
разработана на основе примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций,
реализующих образовательные программы дошкольного образования, которая одобрена решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 2/21 от
01.07.2021).
Программа предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на
основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с
учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования.

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных
образовательных организациях (далее – ДОУ) предполагает преемственность по отношению
к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО), к реализации
Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на
портале https://fgosreestr.ru.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Сказка»

руководствуется определением понятия «образовательная программа»,
предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс
основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)
и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также
в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы
воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы
дошкольного образования (далее - ООП ДО). В связи с этим структура Программы воспитания
включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них
предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
(далее

-

ДОУ)

4

бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде»1.
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который
понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление
о человеке.
В основе процесса воспитания детей в ДОУ должны лежать конституционные
и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных
достижений
ребенка,
которые
коррелируют
с
портретом
выпускника
ДОУ
и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют
направления для разработчиков рабочей программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок,
в рабочей программе воспитания необходимо отразить взаимодействие участников
образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений.
Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности
и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение
в основных направлениях воспитательной работы ДОУ.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Реализация Примерной программы основана на взаимодействии с разными субъектами
образовательных отношений.
ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные
направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и
муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до

2025

года,

того,

что

воспитательные

задачи,

согласно

федеральному

государственному

образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках
образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического развития, физического развития. Реализация Программы воспитания предполагает

социальное партнерство с другими организациями.

1

п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

5

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной программы
Цель Программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие дошкольников и создание условий
для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с
базовыми
национальными
ценностями,
нормами
и
правилами,
принятыми
в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год,
1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания
и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими
нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным
направлениям воспитательной работы.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой Программы являются антропологический, культурноисторический
и
практичные
подходы.
Концепция
Программы
основывается
на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся
в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности
ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение)
развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и опирается на следующие принципы:
− принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,
свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма,
ответственности,
правовой
культуры,
бережного
отношения
к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
− принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
− принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона;
− принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему
диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при

6

построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
− принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности
от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
− принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
− принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все
дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических,
языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды,
общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1. Уклад образовательной организации

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности
и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового циклов жизни ДОУ.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими
сотрудниками ДОУ).

1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая
среда
определяется
целью
и
задачами
воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между
людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОУ. Сами
участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной
деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:

7

− быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
− мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
− поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри
группы сверстников принимала общественную направленность;
− заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
− содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам,
побуждать
детей
сопереживать,
беспокоиться,
проявлять
внимание
к заболевшему товарищу;
− воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
и пр.);
− учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
− воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех взрослых
членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития
и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий
по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается
дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка
невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его
оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как
к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников
общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят
взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития
личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения,
под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться,
заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников
рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам,
что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

8

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или
ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной
цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими,
так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания
и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам
поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы
и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
− педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
− улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
− педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
− педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение
детей в детском саду;
− тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
− уважительное отношение к личности воспитанника;
− умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
− умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
− уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
− умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
− умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
− умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
− знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
− соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

9

1.2.4. Социокультурный контекст

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет
и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение
человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной
основе Программы воспитания.
Социокультурный
контекст
воспитания
является
вариативной
составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные
особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства
образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности
как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать
следующие основные виды деятельности и культурные практики:
− предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
− культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
− свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не
получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном
развитии человека в будущем.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы
в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей».

10

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого
и раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
Ценности
Показатели
воспитания
Патриотическое
Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким,
окружающему миру
Социальное
Человек, семья,
Способный понять и принять, что такое «хорошо»
дружба,
и «плохо».
сотрудничество
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий
чувство
удовольствия
в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных средств
общения.
Познавательное
Знание
Проявляющий интерес к окружающему миру
и активность в поведении и деятельности.
Физическое
Здоровье
Выполняющий действия по самообслуживанию: моет
и оздоровительное
руки,
самостоятельно
ест,
ложится
спать
и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.
Трудовое
Труд
Поддерживающий
элементарный
порядок
в окружающей обстановке.
Стремящийся
помогать
взрослому
в доступных
действиях.
Стремящийся
к
самостоятельности
в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных
видах деятельности.
Этико-эстетическое Культура и
Эмоционально отзывчивый к красоте.
красота
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

11

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания
Патриотическое

Социальное

Познавательное

Физическое и
оздоровительное

Трудовое

Этико-эстетическое

Ценности
Родина,
природа

Показатели

Любящий свою малую родину и имеющий представление
о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.
Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,
дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества,
сотрудничество правдивый, искренний, способный к сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий
задатки чувства долга: ответственность за свои действия
и поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов
и дел.
Знания
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной картиной
мира на основе традиционных ценностей российского
общества.
Здоровье
Владеющий
основными
навыками
личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их
деятельности,
проявляющий
трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.
Культура и
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
красота
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
к отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности,
обладающий
зачатками
художественно-эстетического вкуса.

12

Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста
всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является
объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества:

−
−
−
−
−

социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.

В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной
работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти
образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном
образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей
стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему
народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни
и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
− когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
− эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением
к своему народу, народу России в целом;
− регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и
будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа;

13

2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства
природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
− ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
− организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей
к российским общенациональным традициям;
− формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения
к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение
в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование
правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно
без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная
социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом
является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление
к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу
взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия,
создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской
литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности
(на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей
в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:
эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения
договариваться, умения соблюдать правила.

14

3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
− организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами,
традиционные народные игры и пр.;
− воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
− учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
− учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
− организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
− создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания

Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование
ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира,
в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники,
дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
− совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
− организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной
и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
− организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа
конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа
жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие
и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение
бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:

15

− обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей
(совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье
сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического
развития ребенка;
− закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
− укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
− формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
− организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
− воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
− организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,
дворовых игр на территории детского сада;
− создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
− введение оздоровительных традиций в ДОУ.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной
частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников
понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене
и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых
ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью,
ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОУ должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
− формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
− формировать
у ребенка
представления
о
ценности
здоровья,
красоте
и чистоте тела;
− формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
− включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись
в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания

Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать
участие
в
труде,
и
те
несложные
обязанности,
которые
он
выполняет
в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает
на
детей
определенное
воспитательное
воздействие
и
подготавливает
их к осознанию его нравственной стороны.

16

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием
материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых
и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание
на нескольких направлениях воспитательной работы:
− показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать
его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
− воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена
с трудолюбием;
− предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали
ответственность за свои действия;
− собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее
настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
− связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко
социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные
представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения,
с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии
на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны
и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;

17

6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОУ должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
− учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
− воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
− воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;
не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
− воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОУ; умение подготовиться
к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее,
после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести
в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей
внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают
следующее:
− выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения
и творчества;
− уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение
их произведений в жизнь ДОУ;
− организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
− формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
− реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
В перечне особенностей организации воспитательного процесса в ДОУ целесообразно
отобразить:
− региональные и муниципальные особенности социокультурного окружения ОО;
− воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует ОО,
дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные и т. д.;
− воспитательно значимые проекты и программы, в которых ОО намерена принять
участие, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные и т.д.;
− ключевые элементы уклада ОО;

18

− наличие
инновационных,
опережающих,
перспективных
технологий
воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;
− существенные отличия ОО от других образовательных организаций по признаку
проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям,
отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;
− особенности
воспитательно значимого
взаимодействия
с
социальными
партнерами ОО;
− особенности ОО, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе с инвалидностью.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания

В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной
ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного
возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ОО.
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных
отношений составляет основу уклада ОО, в котором строится воспитательная работа.
Разработчикам рабочей программы воспитания необходимо описать те виды и формы
деятельности, которые используются в деятельности ОО в построении сотрудничества педагогов
и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы.

19

Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

Программа воспитания ОО реализуется через формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами
и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной
деятельности. Уклад ОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания
с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:
1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе
современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства
обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достиже
нию целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых
реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и
пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические,
психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) необходимо
интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои
собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОУ,
воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных
представителей), субъектов социокультурного окружения ДОУ.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений
в ДОУ, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер
воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами
и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное
пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.
Для реализации Программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться
командой ДОУ и быть принят всеми участниками образовательных отношений.
Процесс проектирования уклада ДОУ включает следующие шаги.
№ п/п
Шаг
1
Определить ценностно-смысловое
наполнение жизнедеятельности ДОУ.

Оформление
Устав ДОУ, локальные акты, правила
поведения для детей и взрослых, внутренняя
символика.

20

2

3

Отразить сформулированное
ценностно-смысловое наполнение
во всех форматах жизнедеятельности
ДОУ:
– специфику организации видов
деятельности;
– обустройство развивающей
предметно-пространственной среды;
– организацию режима дня;
разработку традиций и ритуалов ДОУ;
– праздники и мероприятия.
Обеспечить принятие всеми
участниками образовательных
отношений уклада ДОУ.

ООП ДО и Программа воспитания.

Требования к кадровому составу
и профессиональной подготовке сотрудников.
Взаимодействие ДОУ с семьями
воспитанников.
Социальное партнерство ДОУ с социальным
окружением.
Договоры и локальные нормативные акты.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда
раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда –
это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности,
степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
− «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств;
− «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей;
− «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности,
в особенности – игровой.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ

Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность
взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной
ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята,
раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.
Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен
быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация.
В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий

21

детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент,
традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые
проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются
в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития
конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОУ возможно в следующих формах:
− разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные
игры и др.);
− проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
− создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего
детского сада и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу
создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой
в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда (далее – ППС) должна отражать федеральную,
региональную специфику, а также специфику ОО и включать:
− оформление помещений;
− оборудование;
− игрушки.
ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания,
способствовать их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится организация.
Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования,
освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания,
формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности
труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда,

22

представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены
в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл
здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства
с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна
быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны
соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Реализация

Программы

обеспечивается

руководящими,

педагогическими,

учебно-

вспомогательными, административно-хозяйственными работниками ДОУ. В реализации Программы могут
участвовать работники ДОУ, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности,
охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать
квалификационным

характеристикам,

установленным

в

Едином

квалификационном

справочнике

должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования", утверждённом приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н, с изменениями внесёнными
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г.
№

448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г.,

регистрационный № 21240).
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения
реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.
Необходимым

условием

качественной

реализации

Программы

является

ее

непрерывное

сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее
реализации в ДОУ или в Группе
Состав педагогических кадров соответствует направленности работы возрастных групп:
общеобразовательных, что позволяет обеспечить реализацию основных образовательных задач. Уровень
квалификации

педагогических

и

иных

работников

образовательного

учреждения

соответствует

квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Кадровые условия реализации Программы обеспечивают необходимое качество и постоянное
совершенствование профессиональной деятельности работников образовательного учреждения.
Педагогические

работники,

реализующие

Программу,

должны

обладать

основными

компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего
Стандарта.

23

Педагогические работники обладают основными компетенциями в организации мероприятий,
направленных на:
-

укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

-

организацию различных видов деятельности и общения воспитанников;

-

организацию образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования;

-

осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями)

-

воспитанников и работниками образовательного учреждения;

-

владение информационно-коммуникационными технологиями и умением

-

применять их в воспитательно-образовательном процессе.
При работе в группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Учреждении

дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую
квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.
В педагогическом коллективе ДОУ есть необходимые специалисты: учителя - логопеды,
музыкальный руководитель, инструктора по физическому воспитанию, старшие воспитатели, воспитатели.
Аттестация педагогов проводится в соответствии с Порядком аттестации педагогических
работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и Правилами организации и
проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений Кемеровской области - Кузбасса.
Аттестация подводит педагога к выполнению более продуктивной деятельности, проявлению
творческих способностей, дает возможность реализовать себя как личность.
Методическая служба, в лице старших воспитателей оказывает помощь аттестуемому педагогу,
помогает определить точки его профессионального роста, потенциальные возможности, спроектировать
пути совершенствования, направления развития педагога.
Проведение аттестации способствует созданию объективно работающей системы отбора и оценки
кадров, направленной на привлечение, поощрение, удержание и продвижение лучших педагогических
работников ДОУ.
Уровень квалификации педагогических кадров: без категории 0%; Первая 20%; Высшая 80%
осуществляется планомерная и систематическая курсовая и межкурсовая подготовка педагогических
кадров, организованных МБУ «Информационно-методическим образовательным центром» Таштагольского
района.

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Совершенствование и развитие Программы и сопутствующих нормативных и правовых, научнометодических,

кадровых,

информационных

и

материально-технических

ресурсов

предполагается

осуществлять с участием научного, экспертного и широкого профессионального сообщества педагогов

24

дошкольного образования, федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием
Российской Федерации, руководства Организаций, а также других участников образовательных отношений
и сетевых партнеров по реализации образовательных программ (далее - Участники совершенствования
Программы).
Организационные условия для участия вышеуказанной общественности в совершенствовании и
развитии Программы будут включать:
-

предоставление доступа к открытому тексту Программы в электронном и бумажном виде;

-

предоставление возможности давать экспертную оценку, рецензировать и комментировать ее

положения на открытых научных, экспертных и профессионально - педагогических семинарах, научнопрактических конференциях;
-

предоставление возможности апробирования Программы, в т. ч. ее отдельных положений, а

также совместной реализации с вариативными образовательными программами и обсуждения результатов
апробирования с Участниками совершенствования Программы.
В

целях

совершенствования

нормативных

и

научно-методических

ресурсов

Программы

запланирована следующая работа.
1.

Разработка и публикация в электронном и бумажном виде:

- научно-методических материалов, разъясняющих цели, принципы, научные основы и смыслы
отдельных положений Программы;
- нормативных и научно-методических материалов по обеспечению условий реализации
Программы;
-

научно-методических материалов по организации образовательного процесса в соответствии с

Программой;
-

методических рекомендаций по разработке основной образовательной программы Организации

с учетом положений Программы и вариативных образовательных программ, а также адаптивных
коррекционно-развивающих программ;
- практических материалов и рекомендаций по реализации Программы.
2.

Апробирование разработанных материалов в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность на дошкольном уровне общего образования.
3.

Обсуждение разработанных нормативных, научно-методических и практических

материалов с Участниками совершенствования Программы, в т. ч. с учетом результатов
апробирования, обобщение материалов обсуждения и апробирования.
4. Внесение корректив в Программу, разработка рекомендаций по особенностям ее
реализации и т . д.
5. Регулярное научно-методическое консультационно-информационное сопровождение
Организаций, реализующих Программу.
Для совершенствования и развития кадровых ресурсов, требующихся для реализации Программы
разработчиками предусмотрена разработка профессиональных образовательных программ высшего и
дополнительного образования, а также их научно - методическое сопровождение.

25

Развитие информационных ресурсов, необходимых для разработки и утверждения основных
образовательных программ Организаций с учетом Программы и вариативных образовательных программ
дошкольного образования, направлено на осуществление научно- методической, научно-практической
поддержки Организаций и предполагает создание веб- страницы Программы, которая должна содержать:
-

тексты нормативно-правовой документации дошкольного образования,

-

перечни научной, методической, практической литературы,

-

перечни вариативных образовательных программ дошкольного образования, а также

дополнительного образования детей дошкольного возраста,
-

информационные текстовые и видеоматериалы,

-

разделы, посвященные обмену опытом;

-

актуальную информацию о программах профессиональной подготовки, переподготовки и

дополнительного образования,
-

актуальную информацию о проведении научно-практических и обучающих семинаров,

тренингов и вебинаров, конференций.
Совершенствование материально-технических условий, в т. ч. необходимых для создания
развивающей предметно-пространственной среды, планируется осуществлять в процессе реализации
Программы.
Совершенствование финансовых условий реализации Программы направлено в первую очередь на
повышение эффективности экономики содействия.
Совершенствование финансовых условий нацелено на содействие:
- развитию кадровых ресурсов путем разработки проектов различных программ мотивации
сотрудников ОО, разработки предложений по совершенствованию эффективных контрактов с
сотрудниками, управления ОО;
- развитию

материально-технических,

информационно-методических

и

других

ресурсов,

необходимых для достижения целей Программы;
- сетевому взаимодействию с целью эффективной реализации Программы, в т. ч. поддержке работы
ОО с семьями воспитанников;
-достаточному обеспечению условий реализации Программы разных ОО, работающих в различных
географических, экономических, социокультурных, климатических и других условиях.
3.5.1 Перечень нормативных и нормативно-методических документов
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября
1989 года. — ООН 1990.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой
информации: — Режим доступа: pravo.gov.ru.
3.

Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации».

26

4.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о

Концепции дополнительного образования детей.
5.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии

развития воспитания до 2025 г. [Электронный ресурс]. — Режим дocтyпa:http://government.ru/docs/l 8312/.
6.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19

декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования
к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15

мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» //
Российская газета. - 2013. - 19.07(№ 157).
8.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3

июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда,
технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и
подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и
организации

работы.

Санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы»,

утв.

Главным

государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте
России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)
9.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013 г. №

1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
10.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации отб октября 2009 г. №

373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22
декабря 2009 г., регистрационный № 15785).
11.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №

1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный
№ 19644).
12.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413

(ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480).
13.

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н (ред. от 31.05.2011) «Об

утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих,

раздел

«Квалификационные

характеристики

должностей

работников

образования»

(Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
14.

Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08^249 //

Вестник образования. - 2014. - Апрель. - № 7.

27

15.

Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических

рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской
Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного образования).

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных
результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять
любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических,
социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить
ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОУ и основанием для проектирования
воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: ДОУ инклюзивное образование – это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны
разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОУ.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей
с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОУ обеспечивает возможность включения каждого
ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда
обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности
и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается
опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая
общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения
и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности
в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность
и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел
с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает
возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт,
развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна
обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе
детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных
организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:

28

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации
являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями
в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими
в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений
об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.7. Примерный календарный план воспитательной работы

На основе рабочей программы воспитания ДОУ составляет примерный календарный
план воспитательной работы.
Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей
по следующим этапам:
− погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр,
экскурсии и пр.);
− разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
− организация события, которое формирует ценности.
Данная последовательность является циклом, который при необходимости может
повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное
количество раз.

29

Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события,
после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию
на основе ценности.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть
интегративными.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла.
В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи
и виды деятельности детей в каждой из форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе
наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание
ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.
Основные понятия, используемые в Программе

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса
и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои
программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции.
Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события
являются разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе
цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации,
определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды
для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые
ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная
характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности
(детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов
и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение
человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального
поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.

30

Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека.
Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка
к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности,
как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях
и их последствиях.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность
и социокультурный контекст.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(38473) 6-21-03

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».